Аня Шельпякова

Россия, г. Екатеринбург
Аня Шельпякова

Я всегда стараюсь сделать так, чтобы ценность моего продукта была важнее цены. И чтобы эмоции клиента от съеденного кусочка были для него ценнее заплаченной суммы. Если это удается – я считаю, что моя работа выполнена на сто процентов.

Анна Шельпякова

Как давно Вы начали заниматься изготовлением кондитерских изделий? И почему заинтересовались именно ими?

Я по образованию экономист-оценщик, но меня не особо тянуло работать по специальности. Хотя я и делала успехи во время обучения, и были хорошие предложения по работе – мне хотелось заниматься чем-то более творческим… Я долго и мучительно думала, что бы это могло быть, а потом просто посмотрела в глаза правде. Я всегда фанатела от приготовления блюд, и все мои вкладки в «Избранном» посвящены готовке. В отличие от большинства людей, я люблю ездить за продуктами, могу составить меню для новогоднего стола за два месяца заранее и всю жизнь обожаю готовить.

Итак, я решила попробовать себя в приготовлении кулинарных блюд для других людей. Теперь нужно было определиться поточнее, чем заниматься. Так сказать, сузить круг. Ресторанный бизнес требовал определенных вложений, на которые я самостоятельно не была готова. Знакомые подсказали, что существует такая ниша, как кондитерское искусство. На тот момент я слышала о том, что это популярное времяпрепровождение молодых мамочек, и решила, что у меня тоже должно получиться. Свои первые капкейки я приготовила просто так, у подруги, в августе 2014 года. Они вышли, что и говорить, не особо потрясающими, и на вид, и по внутреннему содержанию. Но начало было положено. Тогда же я решила завести Инстаграм и выкладывать туда свои изделия. Точку отсчета помню хорошо – 1 сентября 2014 года. Именно с этого времени я начала стремиться к тому, чтобы зарабатывать, а не просто готовить вкусности для своих друзей.

Правильно ли я понимаю: для Вас кондитерское дело уже не просто хобби, а основная деятельность?

Да, именно так. Я больше ничем другим сейчас не занимаюсь, у меня нет основной работы, и именно кондитерское дело – мой единственный источник дохода.

Какие сложности были на первом этапе?

Главной сложностью в моем случае была банальная нехватка опыта. Когда я начала этим заниматься, мой стаж насчитывал три торта и двенадцать капкейков – больше ничего! Печенье и «Муравейник» с мамой в детстве не в счет. Когда пошли заказы, я отдавала себе отчет, что подвести клиента я ни в коем случае не могу: ведь, скорее всего, у него или у его близкого человека какое-то знаменательное событие, праздник... И то, что у меня мало опыта, его никак не должно было волновать.

Из-за нехватки опыта растягивалось и время приготовления: один торт я готовила шесть часов! Заказов на первых порах было мало, и я каждый раз отдельно ехала за продуктами для одного конкретного изделия, затем за коробкой для торта – всё это отнимало прилично времени. Кроме того, я решила, что доставка у меня будет бесплатная, и развозила изделия клиентам сама.

Тогда я сильно переживала абсолютно по любому поводу: крем усечется, ягоды с торта упадут при доставке, по времени не успею… Сейчас эти сложности вспоминаю с улыбкой и где-то гордостью за себя, что я прошла этот этап без ощутимых провалов.

Расскажите, как Вы начинали. Как появились первые клиенты?

Большую роль сыграл Инстаграм: люди подписывались на меня, начали поступать первые заказы. Потом я решила сделать подарок для Софии Никитчук, которая как раз в тот момент стала «Мисс Екатеринбург». Мне очень импонировали целеустремленность и доброта этой красивой девушки, и я решила сделать ей подарок: приготовила капкейки. Я абсолютно не просила Софию делать мне какую-то рекламу, это был подарок от чистого сердца, но так уж вышло, что через несколько часов после моей доставки подарка, она описала свои эмоции в своем Инстаграме и рассказала, как ей понравились мои капкейки. Я была по-настоящему приятно удивлена. Благодаря посту Софии на меня подписалось большое количество людей, и она рекомендовала меня своим знакомым. За что я, конечно, ей очень благодарна. Еще у меня был свой сайт, через который можно было заказать торты, но сейчас он требует обновления, так как информация, представленная на нем, устарела. Новый сайт сейчас в разработке.

Сколько у вас было заказов на начальном этапе?

В самом начале было мало: три—пять в неделю.

А сколько сейчас?

Сейчас средний объем – пятнадцать в неделю. Мой максимум – двадцать пять.

Как Вы строите свой рабочий график? Сколько продукции Вы успеваете сделать за один день, если работать по максимуму? Работаете ли на выходных?

Всё зависит от конкретной загрузки. Я ведь делаю не только торты, но и макаронс, зефиры, безе… Сейчас вот сотрудничаю с одной кофейней в Екатеринбурге по эклерам. Но если «считать в тортах» – могу полностью сделать пять тортов за день.

Работа у меня идет нон-стоп и нормированного графика нет: могу начать в двенадцать часов дня и закончить в три ночи. А могу лечь в четыре утра, встать в семь, закончить заказ и в девять отдать его клиенту. Что касается выходных: они у меня не привязаны к календарным субботе-воскресенью, то есть я оставляю для себя «окна» и могу позволить себе отдохнуть три—четыре дня. А так, например, воскресенье вполне может быть для меня обычным рабочим днем.

У Вас есть постоянные клиенты?

Да, и их много. Мне на самом деле очень приятно, когда клиенты возвращаются снова или рекомендуют своим друзьям.

А откуда появляются новые клиенты? Реклама или клиенты рассказывают о Вас своим друзьям?

Рекламы у меня нет, новые клиенты появляются благодаря рекомендациям знакомых, «сарафанному радио» и соцсетям: Инстаграму и Вконтакте. Попробовала рекламировать себя через один свадебный портал, но новых клиентов таким образом не приобрела, поэтому не планирую повторять подобный опыт в ближайшем будущем. Соцсети, на мой взгляд, лучше справляются с задачей привлечения клиентов.
Клиенты заказывают Вашу продукцию, в основном, для своих праздников? Или просто, чтобы поесть что-то особенное сладкое?

На мой взгляд, чаще идут заказы под праздники и мероприятия. Хотя бывает и так, что я выставляю в Инстаграм информацию, что у меня есть, например, капкейки, и их забирают без особого повода – просто полакомиться.

К каждому Вашему кондитерскому изделию особый подход или это больше напоминает конвейерную работу?

Нет, это абсолютно не похоже на конвейер. Я стараюсь каждое изделие делать всё лучше и лучше, я стремлюсь удивить каждого. Когда я принимаю заказ, то подробно расспрашиваю клиента о его пожеланиях, рассказываю ему возможные варианты – при таком подходе «конвейер» никак не получится. Для меня самой очень важно наблюдать разницу между тем, что я приготовила вчера, и что сделала сегодня. Я стремлюсь делать так, чтобы торты не повторялись.

А где Вы берете идеи для своих тортов? Что Вас вдохновляет?

Меня вдохновляют положительные отзывы моих клиентов, комментарии и пожелания друзей. Когда попадается творчески настроенный клиент со своими пожеланиями, то мне это очень нравится: начинает лучше работать фантазия, появляются идеи…

Отличным источником вдохновения являются работы зарубежных кондитеров и курсы кулинарных школ, на которые я подписана. Вообще, мне очень нравится сам процесс обучения. Когда я была на месячном курсе в Москве, то наслаждалась обилием новых идей, которые я почерпнула на нем. И в то же время хотелось поскорее вернуться домой, чтобы воплотить эти идеи в жизнь и узнать мнение постоянных клиентов о новых кулинарных изделиях.

Успеваете ли Вы готовить для семьи? Или в основном для клиентов?

Успеваю, как ни странно. Вчера моему маленькому брату, который приезжал в гости, перепали макаронс. А сегодня, например, готовлю торт на день рождения подруги.

Какие трудности Вы испытываете сейчас в связи с кризисной ситуацией в стране?

Откровенно говоря, я никак не ощущаю эти трудности. Как были клиенты, готовые платить за качественную сладкую продукцию, так они и остались, абсолютно никуда не пропали. Дефицит продуктов я тоже не ощущаю: всё можно найти или в крупных супермаркетах или в специализированных магазинах. Если уж чего-то нет в Екатеринбурге (например, случаются перебои с цитрусовым пектином), то не проблема заказать этот ингредиент в Москве.

Что бы Вы могли посоветовать новичкам в заключение нашего интервью?

Самое главное, не бояться пробовать: новые рецепты, технологии, ингредиенты… Чем больше будет опыта, тем быстрее вы будете расти, тем лучше будет результат. Никогда не стоит останавливаться, всегда нужно развиваться и учиться.

Важно также уметь общаться с клиентами, уметь их слушать, а не навязывать свое видение. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы ценность моего продукта была важнее цены. И чтобы эмоции клиента от съеденного кусочка были для него ценнее заплаченной суммы. Если это удается – я считаю, что моя работа выполнена на сто процентов.

Недавние истории

  • Екатерина Бурдыкина

    Екатерина Бурдыкина

    Россия, г. Санкт-Петербург

    Первых клиентов получить не сложно. Важно их удержать. Дело в общени...

  • Галина Горбут

    Галина Горбут

    Россия, г. Москва

    Только при наличии фанатичного желания идти вперёд, при наличии амби...

  • Елена Кобелева

    Елена Кобелева

    Россия, г. Новосибирск

    Новый заказ или новая идея - это всегда вызов, испытание себя. И каж...

  • Юлия Иванова

    Юлия Иванова

    Россия, г. Москва

    Люблю свободу творчества, а особенно, когда слышу волшебную фразу: «...

  • Мария Маграт

    Мария Маграт

    Россия, г. Санкт-Петербург

    Всегда нужно ставить планку выше, чем кажется возможным! Мария ...